Золотое ожерелье-воротник Tiffany, пережившее время
Бриллианты, расположенные поверх новой версии гибкого воротника из золотой сетки, предложенного дизайнером Эльзой Перетти (Elsa Peretti), напоминают капли росы.
«У меня было чувство, что я доказываю свое существование… используя различные дома и объекты, – сказала как-то дизайнер ювелирных изделий Эльза Перетти. – Я занимаюсь кристаллизацией формы».
Карьера Перетти началась с ее поездок в качестве модели в конце 60-х и начале 70-х годов, когда она была источником вдохновения для бренда Helmut Newton and Halston. После того, как она наткнулась на блошином рынке на очень тонкую цветочную вазу из чистого серебра, которую ей захотелось носить в качестве ожерелья, она стала обдумывать идею создания в Испании мастерской серебряных дел.
Первые ее изделия были инстинктивными и мрачными, источниками вдохновения для них служили черепа животных, скорпионов и даже рентгеновскими снимками ее собственного скелета. В 1974 году она начала сотрудничать с компанией Tiffany & Co. в качестве дизайнера.
Ее сложные и скульптурные изделия, такие как Bean, Diamonds by the Yard и Open Heart («Голова», «Бриллианты Ярда» и «Открытое сердце»), быстро стали узнаваемой характеристикой американского ювелирного дома, основанного в 1837 году.
В том же году, Перетти посетила Джайпур в Индии, и блестящий свет этого города вызвал в ней желание работать с сеткой. Ювелирный бренд Halston дебютировал с бюстгальтером и шарфом из золотой сетки. Их Перетти создала для Tiffany, включив в коллекцию осени 1975 года. Эти изделия были изготовлены на старом оборудовании, которое использовалось для выпуска дамских сумочек и кольчуг из тонкой металлической сетки в начале 20-го столетия.
Дизайн из сетки стал настоящим хитом. «Tiffany была завалена заказами от тех, которым до смерти были нужны золотые бюстгальтеры», – вспоминает Перетти.
С годами она расширила свою коллекцию изделий из сетки. В нее стали входить кольчужные серьги, плетенные из серебряной проволоки вечерние сумочки и, что больше всего запомнилось, гибкий воротник из золотой сетки, который впервые появился в 1997 году.
Обладая свободной формой и создавая ощущение текучести, он охватывал шею, словно ткань, и был отделан бриллиантами, напоминающими капли росы. Новое появление этого изделия в 2020 году, выполненное из желтого золота, и усыпанное 66-ю размещенными вручную бриллиантами, весит 3.72 карата.
Дизайн остался, в основном, неизменным за два десятилетия после его первого появления. Перетти, которой сегодня исполнилось уже 80 лет, последние 40 лет жила одновременно в Нью-Йорке, в Италии и Каталонии. Она, продолжает создавать новые изделия из сетки. В этих изделиях применяются как бриллианты, так и более дешевые изумруды.
«Эльза бросает вызов всему, что вы представляете себе, когда думаете об украшениях. Ее работы, это искусство, это скульптура, это то, что вы иногда можете носить, – говорит Рид Кракофф (Reed Krakoff), художественный руководитель Tiffany & Co.– Ее работы сегодня столь же свежи, как и в те времена, когда она впервые создала их. Ее изделия переживают время».