Жемчуг приобрел новый блеск среди молодых дизайнеров
Тини Кортни, основательница ювелирного бренда HOWL, что расшифровывается как Handle Only With Love, долгое время недолюбливала жемчуг. «Я никогда не ценила его — бабушкины флюиды», — призналась она.
Но в начале 2023 года муж мисс Кортни, Амир Якира, убедил ее попробовать жемчуг. «Я сделала ему золотой браслет с шариками, и он захотел заменить одно из звеньев жемчужиной», — рассказывает г-жа Кортни, живущая в Лос-Анджелесе. «Он отправился в центр города и нашел удивительного человека, представителя семьи жемчужников в третьем поколении, и принес мне несколько жемчужин, чтобы я поиграла с ними. Это вызвало у меня совершенно новую волну творчества».
«Раньше я не могла понять, как использовать жемчуг в дизайне, потому что мои работы такие массивные и смелые», — добавила она. «Я всегда думала, что их нужно нанизывать на нитку, и не понимала, что могу сделать это по-своему».
Royal Renegade, коллекция золотых украшений с белым жемчугом Акойя и Южного моря, которую г-жа Кортни представила в мае, вполне может стать ярким примером того, что некоторые люди в ювелирной индустрии называют «жемчужным ренессансом». (Жемчуг Акойя производится устрицей Акойя, Pinctada fucata martensii; жемчуг Южного моря, производимый устрицей Pinctada maxima, встречается в южных морях, включая южную часть Тихого и часть Индийского океанов).
Многие любители жемчуга отмечают, что эти жемчужины никогда не выходили из моды, но до недавнего времени такие перспективные дизайнеры, как г-жа Кортни, в основном игнорировали их.
«В начале XXI века было время, когда люди пытались заново изобрести жемчуг и сделать его крутым», — говорит Марион Фазель, историк ювелирного дела, автор и основатель и редакционный директор ювелирного онлайн-издания The Adventurine. «Но это постоянное увлечение жемчугом, наконец, стало прорывом, и, как ни странно, как и многие другие тренды сейчас, оно стало заметным, когда все мужчины начали его носить».
Г-жа Фазель отметила влияние таких поклонников жемчуга, как Гарри Стайлз, Марк Джейкобс и Джок Педерсон, который, будучи правым полевым игроком бейсбольной команды Atlanta Braves, носил нитку белого жемчуга на поле во время Мировой серии 2021 года. Она также отметила растущий выбор жемчужных украшений в рискованных стилях.
Возьмем, к примеру, коллекцию Tiffany Titan, которую Фарелл Уильямс — певец, продюсер и креативный директор мужской одежды Louis Vuitton — разработал для Tiffany & Company. Коллекция, представленная в сентябре, сочетает светящийся белый пресноводный жемчуг с полированным золотом и бриллиантами в дизайне с мотивом копья, вдохновленным греческим богом Посейдоном и его трезубцем.
«Я всегда был заинтригован жемчугом», — написал мистер Уильямс в своем письме. «Копье — смелое и бесстрашное, а жемчуг — мягкий и драгоценный, но они идеально сочетаются друг с другом. Они как будто защищают друг друга».
Виктория Рейнольдс (Victoria Reynolds), главный геммолог Tiffany и вице-президент по закупкам ювелирных изделий, бриллиантов и драгоценных камней, проследила любовь ритейлера к органическим драгоценным камням с момента его основания в 1837 году. Совсем недавно, по ее словам, дом добавил жемчуг в свою коллекцию Tiffany HardWear в 2019 году и еще раз в 2022 году.
«Проблема с жемчугом заключается в том, что это очень простая вещь, и как сделать ее новой?» сказала г-жа Рейнольдс.
Для такого специалиста по жемчугу, как Mikimoto, японского бренда, признанного за создание первой в мире культивированной жемчужины в 1893 году, ответ отчасти заключается в свежем подходе к стилю.
В прошлом месяце японский ювелир представил новую коллаборацию с рок-н-ролльным брендом Chrome Hearts: капсулу ювелирных украшений, включающую 11 основных изделий, в том числе брошь-булавку, браслет-шарм, ожерелья с подвесками, серьги-капли и серьги-шпильки.
Это был последний шаг в стремлении компании сделать жемчуг привлекательным для всех, начиная с сотрудничества с японским модным брендом Comme des Garçons в 2020 году, когда была выпущена коллекция ожерелий на серебряных цепочках с жемчугом Акойя и Южного моря. (В рекламной кампании был изображен молодой человек в классическом костюме и галстуке, на котором было надето жемчужное ожерелье из двух нитей).
Это партнерство «подчеркнуло универсальность жемчуга, способствовало сдвигу в восприятии жемчужной индустрии от классики к современности и вдохновило на более прогрессивный подход во всей отрасли», — написал в электронном письме Кентаро Нисимура, главный операционный директор Mikimoto America.
Жемчуг из Австралии
Paspaley, австралийский производитель и продавец жемчуга, которого многие ювелиры считают одним из самых надежных имен в жемчужном деле, также «выиграл от возрождения популярности жемчуга», по словам Джеймса Паспали, исполнительного директора компании.
Спрос был настолько высок, что в этом году Paspaley впервые начала продавать свои жемчужные украшения за пределами Австралии, заключив оптовые контракты с несколькими ведущими мультибрендовыми розничными сетями в Соединенных Штатах. Бренд также намерен открыть собственные розничные магазины в Америке.
«У нас 10 магазинов в Австралии», — сказал он. «Так что мой следующий выбор — Хобарт, в Тасмании, или Канберра. Не хочу показаться грубым по отношению к Хобарту, но я гораздо больше рад возможности оказаться на Родео Драйв».
Размышляя о том, почему спрос на жемчуг вырос как среди потребителей, так и среди дизайнеров, которые раньше не задумывались о нем, мистер Паспали предложил свое объяснение: «Если вы посмотрите на возраст людей, которые определяют направление в этой области, и обратите внимание на то, что для них важно, то они верят в такие вещи, как экологичность, этичный поиск поставщиков. И если это ваши убеждения, то жемчужина — это то, что вам нужно».
Памела Клауд считает точно так же, поэтому в 2022 году она основала Roseate — бренд ювелирных украшений, ориентированный на жемчуг, который использует только жемчуг, приобретенный непосредственно у фермеров, которых она лично проверила, включая жемчуг Южного моря и перламутр из Паспалея; жемчуг Акойя из Какуды, 93-летней компании со штаб-квартирой в Исэ, Япония; и таитянский жемчуг из Kamoka Pearl на атолле Ахе во Французской Полинезии. (Хотя таитянский жемчуг назван в честь Таити, его выращивают по всей Французской Полинезии).
Г-жа Клауд, которая 25 лет проработала в сфере бизнеса и мерчендайзинга в Tiffany & Company, недавно сказала: «Когда покупатели пытаются лучше понять принципы устойчивого развития, у этих фермеров есть такие удивительные истории, которые можно рассказать».
Драгоценные жемчужины Таити
В январе г-жа Клауд посетила Ахе и встретилась с Джошем Гумбертом и Селестой Браш, мужем и женой, которые вместе с отцом г-на Гумберта владеют компанией Kamoka, одним из старейших предприятий по выращиванию таитянского жемчуга в этом регионе.
В телефонном разговоре, состоявшемся в октябре, г-н Гумберт поделился историей о том, как его семья пришла в этот бизнес: Ему было 2 года в 1973 году, когда его родители приплыли в Ахе с мексиканского полуострова Баха. По словам г-на Гумберта, его отец изучал различные профессии — от рыболова до столяра, — прежде чем в 1991 году получил морскую концессию на строительство жемчужной фермы на Ахе.
Бум в отрасли начался в середине 1990-х годов, когда ювелиры увлеклись таитянским жемчугом и взвинтили цены. Известный также как черный жемчуг, он получил свой цвет, который варьируется от светло-серого до полуночно-черного, от жемчужной устрицы Pinctada margaritifera.
«Это было похоже на золотую лихорадку в Калифорнии, — говорит мистер Гумберт. «Многие люди заработали кучу денег за короткий срок. Они покупали лодочные моторы и гидроциклы и еженедельно летали с атолла, чтобы отправиться на Таити.
Бизнес переживал взлеты и падения, пока пандемия не дала толчок очередному буму, которому, по словам г-жи Браш, способствовали видеоролики в социальных сетях, которые выкладывали она и их 26-летний сын Тевай.
«Он снимает видеоролики о жемчуге с миллионами просмотров», — говорит г-жа Браш. «Жемчуг не рождается из песчинки — вот как мы выращиваем его в лагуне».
Сейчас у Kamoka более 660 000 подписчиков на Instagram, 1,6 миллиона на TikTok и 1,6 миллиона подписчиков на YouTube. «Мы как бы шли в ногу со временем, а теперь пытаемся угнаться за спросом», — говорит г-жа Браш. «За последний год мы выросли почти в 10 раз».
Спрос на таитянский жемчуг в целом заметно вырос в последние годы и, похоже, достиг пика во второй половине 2023 года после того, как китайская актриса по имени Ни Ни опубликовала серию селфи, на которых запечатлена прядь таитянского жемчуга и другие жемчужные украшения.
«Внезапно всем понадобился таитянский жемчуг», — говорит г-н Гумберт. «Оптовые покупатели приходили на аукционы и скупали весь таитянский жемчуг еще до начала торгов».
По словам Джереми Шепарда, президента и исполнительного директора PearlParadise.com, интернет-магазина жемчужных украшений в Лос-Анджелесе, ажиотаж был наиболее выражен на выставке Jewellery & Gem World Hong Kong 2023, самой важной выставке жемчужной торговли. Это «не похоже ни на что, с чем я когда-либо сталкивался», — написал он в электронном письме. «Цены на южноморские и таитянские жемчужины были стратосферными, а перекупщики — почти исключительно из материкового Китая — совершали бешеные покупки и буквально вычистили всю выставку».
Несмотря на то, что за последний год спрос снизился, интерес к жемчугу Акойя, Южного моря и Таити неуклонно растет, в то время как поставки сдерживаются различными факторами, в основном задержками в процессе культивирования, связанными с пандемией, а также более долгосрочными проблемами, такими как старение населения фермеров, выращивающих жемчуг в Японии, и повышение кислотности океанских вод, что влияет на способность раковин устриц производить качественный жемчуг.
В результате за последние пять лет оптовые цены на жемчуг Акойя и Южного моря выросли почти вдвое, а розничные цены, на которые также повлиял рост стоимости золота, поднялись почти на 50 процентов, говорит Майкл Хакимиан, генеральный директор компании Yoko London, производителя ювелирных изделий в Лондоне, работающего с 1973 года.
«Во время Ковида все стало очень сложно, потому что, очевидно, все остановилось», — сказал г-н Хакимиан. «Теперь трудность заключается в том, чтобы купить достаточно высококачественного жемчуга, чтобы удовлетворить спрос».
По словам г-на Шепарда, на сайте PearlParadise.com нить мелкого таитянского жемчуга размером 10 на 12 миллиметров сейчас продается по цене около 14 000 долларов, тогда как в 2019 году она стоила около 10 000 долларов, а нить мелкого белого южноморского жемчуга размером 12 на 14 миллиметров сейчас стоит около 24 000 долларов, тогда как в 2019 году цена составляла около 16 000 долларов.
Лоран Э. Картье, соучредитель Sustainable Pearls Project, международной исследовательской инициативы, направленной на ответственное выращивание жемчуга, говорит, что резкий рост спроса и последующее повышение цен на морской жемчуг привлекли внимание к фундаментальному различию между жемчугом и другими драгоценными камнями.
«В алмазной промышленности все, кажется, измеряется спросом. Но для жемчуга важна и сторона предложения», — сказал доктор Картье в недавнем интервью. «Если случится большой тайфун, водоросли или загрязнение окружающей среды, вы можете практически лишиться урожая за год. В этом есть своя уязвимость».
Именно это качество и привлекло Софи Билле Браге, ювелира из Копенгагена, к жемчугу в 2013 году, когда она представила свою первую коллекцию жемчуга.
«На самом деле я никогда не любила жемчуг», — сказала г-жа Браге в прошлом месяце. «Конечно, мне нравилась красота жемчуга, но я никогда не думала о том, чтобы работать с ним. Когда я родила сына, мама подарила мне жемчужное ожерелье, которое досталось ей от папы, когда я была маленькой. Я надела его и подумала: «Я никогда не буду его носить».
«Но оно лежало рядом со мной и моим сыном, и для меня это было то же волшебное прикосновение, что и рождение ребенка, — природа создает нечто столь прекрасное и столь драгоценное», — добавила она. «Жемчуг всегда был любим, и, возможно, мне просто повезло быть одной из первых, кто решил, что пришло время полюбить его снова».