Три ювелира, которые переосмысливают дизайн, используя этичные, органические материалы
Когда бразильский дизайнер Ара Вартанян говорит своим клиентам «покупайте лучшее», он не имеет в виду лучшие украшения. Он имеет в виду украшения, которые приносят пользу.
Г-н Вартанян — один из растущего числа независимых ювелиров, создающих тенденции, выходящие за рамки просто стиля или дизайна. Он делает акцент на материалах: использует золото, добытое в экологически чистых условиях.
Все это является частью движения, направленного на то, чтобы вывести ювелирные изделия за рамки простого украшения и придать им смысл через вклад в культуру и сохранение Земли.
Но камни, добытые старателями, которые возрождают тропические леса, уничтоженные их добычей, или инвестируют в чистую воду или школы для своих общин, неизбежно стоят дороже, чем камни из других шахт. Тем не менее, говорит голландский дизайнер Биби ван дер Вельден, которая работает с переработанным золотом и часто включает в свои проекты натуральные материалы, «в том бизнесе, которым мы занимаемся, важно, чтобы мы изменили к лучшему способ производства вещей и средства к существованию людей».
Далее три дизайнера, придерживающиеся этических принципов устойчивого развития, делятся своими историями.
1. Биби ван дер Вельден
Флора и фауна играют главные роли в дизайне г-жи ван дер Вельден, например, ее серьги Alligator Bite — золотые аллигаторы, которые зажимают мочки ушей своими пастями, а их хвосты танцуют внизу; или Monkey Ring in a Ring, где обезьяны с коричневыми бриллиантами кружат вокруг пальца, а другое кольцо украшено золотым бананом.
Дизайнер также ценит природу в своих материалах, включая крылья жука-скарабея, собранные на ферме в Бангкоке, где этих насекомых выращивают как деликатес, переработанное золото и бивень мамонта, который она приобрела 15 лет назад. «Бивень обладает многими свойствами слоновой кости, — отметила она в недавнем телефонном интервью, — но при этом не причиняет вреда живому животному. Кроме того, вы фактически сохраняете бивень, потому что в противном случае, если он подвергается воздействию кислорода, он разрушается».
Большая часть работ г-жи ван дер Вельден выполняется на заказ, что часто позволяет ей переделывать или перелицовывать камни из уже имеющихся у клиента украшений для нового дизайна. «Я люблю все, что можно поместить в новый контекст и дать новую жизнь», — говорит она.
2. Ара Вартанян
В 2019 году г-н Вартанян создал «Инициативу сознательной добычи полезных ископаемых» — стандарты для поощрения социальной ответственности в горнодобывающей промышленности, которые он предложил принять другим компаниям.
Его перевернутые бриллианты, которые теперь являются зарегистрированной торговой маркой, представляют собой буквально следующее: камни классической огранки располагаются так, что стол, или плоская часть камня, прилегает к коже владельца, а острие направлено вверх. Результат — это не только эргономичность и архитектурность, но и интригующая реструктуризация формы, преломления и света.
В качестве примера можно привести его подход к классическому теннисному браслету — шипованную, похожую на панковскую прядь из черных, белых или черно-белых перевернутых бриллиантов, которая придает камням свет, когда они пирамидообразно выступают из запястья владельца. Или рассмотрим его кольца на два и три пальца, которые переосмысливают то, каким может быть кольцо на руке владельца: вместо одного кольца с драгоценным камнем, расположенным на одном пальце, эти кольца оборачиваются вокруг двух или трех пальцев, балансируя между ними смелым центральным изумрудом или рубеллитом.
Ювелир родился в Ливане, но вырос в Сан-Паулу, Бразилия, в семье матери, занимавшейся дизайном ювелирных изделий, и отца, торговавшего драгоценными камнями. Это воспитание привило ему почти инстинктивное понимание того, как огранка и закрепка камня могут повлиять на ювелирное изделие. Это также оставило в нем глубокую любовь к Бразилии, где находится его бизнес. Эта любовь проявляется в частом использовании бразильских изумрудов, рубеллитов и голубых турмалинов Параиба, которые поставляются исключительно с бразильских рудников Крузейро, Бельмонт и Бразилия Параиба, принявших стандарты этической и устойчивой практики его инициативы.
Г-н Вартанян признает, что ювелиры не всегда могут знать или проверять источники всех своих камней. Но, по его словам, он видит прогресс.
3. Лула Кастильо
Ателье г-жи Кастильо на севере штата Нью-Йорк совсем не похоже на обычную мастерскую ювелира. Здесь нет золота. Здесь нет драгоценных или полудрагоценных камней. Дизайнер, родившаяся в Колумбии, работает исключительно с органическими материалами родом из Южной Америки: семенами акаи, фасолью лима, бобами бомбона, перуанскими семенами чириллы, орехами тагуа и кожурой цитрусовых.
«Я люблю драгоценные камни», — сказала она во время недавнего видеозвонка. «Они приходят из природы, и они прекрасны. Но мне никогда не приходило в голову использовать их. Природа сама дает мне материал».
Держа в руке тагуа, она объяснила свой процесс: она очищает орех, затем нарезает его и вяжет кусочки вместе с другими бобами, семенами и кожурой цитрусовых в форме роз. Она высверливает центры в других орехах тагуа, чтобы сделать ожерелья из цепочек в стиле ретро, некоторые из них молочно-белые, другие окрашены в бирюзовый, малиновый или шафрановый цвета, которые, по словам г-жи Кастильо, вдохновлены искусством и модой мексиканской художницы Фриды Кало.
Техники, которые она использует, в основном традиционны для Латинской Америки, хотя с годами г-жа Кастильо изменила их. Например, в отличие от ремесленников в ее родной стране, где семена часто полируют, сверлят и окрашивают большими партиями, она обрабатывает их вручную, сама смешивая красители.
Многие ее работы — от простых сочетаний до сложных, переплетенных слоев формы, текстуры и цвета — сочетают традиции с современными тенденциями. Например, в ее ожерелье Purple Rain с аметистовым оттенком переплетаются стручки семян жакаранды и шелковые коконы в форме колокольчиков.
Такие изделия выходят за рамки простого использования экологичных материалов; ее работы также поддерживают ремесленные традиции, находящиеся под угрозой утраты. «Мне нравится думать о себе как об алхимике», — говорит она. «Все, что проходит через мои руки, должно быть преобразовано».