Посмотрите, как Cartier использует древнее искусство резьбы по камню для создания современных драгоценностей
Новая подвеска Panthère от Cartier имеет обманчиво нежное выражение. «Мы хотим передать в своих работах чувство реализма, — говорит Эмили Маркес, руководитель глиптической мастерской Cartier, из ателье дома в центре Парижа. В отличие от лапидаристов, которые гранят драгоценные камни, чтобы придать им максимальное сияние, глиптики создают на твердых камнях замысловатые узоры, в том числе флору и фауну. Это древняя техника, которая сыграла важную роль в эстетике Cartier, в частности, в ее культовом дизайне Panthère.
«Сегодня в мире осталось мало глиптиков, и трудно найти новое поколение, желающее обучиться этому ремеслу», — говорит Алекса Абитболь, глава мастерских по изготовлению ювелирных изделий Cartier, курирующая работу мастеров Cartier. Чтобы сохранить умирающее искусство, в 2010 году Cartier создал отдел глиптики, который в то время возглавлял Филипп Николя, недавно ушедший на пенсию. Маркес начала работать подмастерьем Николя в 17 лет, еще будучи студенткой Эколь Буль, престижной парижской школы изящных искусств, ремесел и прикладного искусства, а затем присоединилась к нему в Cartier. Теперь она отвечает за передачу мастерства, которым он поделился с ней, женской команде из четырех глиптиков и четырех подмастерьев. По ее словам, на освоение навыков уходит четыре-пять лет, а «обучение длится всю жизнь, потому что каждый камень реагирует по-своему, и каждый проект — это новый вызов. Ничто не повторяется».
Магия глиптики начинается с камня, который вдохновляет не только на дизайн, но и на дух изделия. Маркес и ее команда ищут интересные необработанные образцы, такие как окаменевшие сосновые шишки, окаменевшие кости динозавров и небесно-голубой халцедон, на выставках драгоценных камней в Тусоне (штат Аризона) и Сент-Мари-о-Мин (Франция). «Они изучают камни и смотрят, какой из них им подходит», — объясняет Абитболь. После того как художник выбирает материал, он делает эскиз, представляет его на утверждение команде дизайнеров и лепит из глины, а затем вырезает и гравирует окончательный вариант изделия.
Хотя создание ювелирных изделий — это строгий, четко определенный процесс, резьба по камню дает большую свободу самовыражения. Она придает сложным ювелирным изделиям объем, габариты и характер, которых невозможно достичь, используя только драгоценные камни и золото. Такая свобода творчества также привлекает коллекционеров, которые ценят артистизм и индивидуальность дизайна, ожидая заказа около года. Для одного из недавних специальных заказов клиент хотел получить браслет с пантерой. Маркес представила ему различные камни и эскизы, и после некоторого обсуждения она вырезала кошку из блока черной яшмы и придала ей явно лукавое выражение. Для изготовления кулона с изумрудными глазами пантеры, обладающей теплым нравом, Маркес использовала окаменевшее дерево, которое за миллионы лет превратилось в полосатую породу. «Когда я впервые увидела необработанный камень, я представила себе пантеру с ее отметинами», — говорит она.
Но давний талисман дома — не единственный бенефициарий этих талантов. Для создания цветочных дизайнов Cartier, включая недавнюю брошь с бархатистыми лепестками из фиолетового агата, Маркес обратилась к обширным архивам Дома за вдохновением и, конечно же, к настоящим ботаническим растениям. «Филипп всегда настаивал на том, чтобы перед нами были настоящие цветы, чтобы мы могли воссоздать их легкость и движение». В этой работе столько же страсти и точности, сколько и поэзии.