Наполеон создал величайшую в мире коллекцию драгоценностей, чтобы одарить Жозефину и украсить свои имперские амбиции. Неудивительно, что эти роскошные драгоценности сыграли главную роль в эпическом фильме Ридли Скотта

Когда в начале 1804 года было решено, что Бонапарт будет провозглашен императором французов, он решил создать династическую королевскую семью. А для этого ему нужен был набор королевских драгоценностей.

Со времен Франсуа I драгоценности французской короны, Les Joyaux de la Couronne, принадлежали французскому народу (как британские драгоценности принадлежат нам).

Но в 1792 году, во время революции, они были украдены из хранилища Garde Meuble в Париже. Многие из них впоследствии были проданы или уничтожены — жертвы новой республики, не нуждавшейся в великолепии.

Например, «Регент», великолепный бриллиант весом 140,64 карата из Голконды, который находился в королевской коллекции с 1717 года, был заложен в Берлине за 2,5 млн ливров.

Наполеон решил вернуть его себе и оправил бриллиант, который стал его императорским мечом, носимым во время коронации.

Наполеон хотел, чтобы его жена и ее двор были одеты в самые лучшие драгоценности по двум причинам: прежде всего, чтобы отразить их статус первого консула и леди, а также чтобы возродить ослабевшую ювелирную промышленность, которой так славился Париж до революции 1789 года.

В течение нескольких лет в Париже насчитывалось 400 ювелирных мастерских, в которых работало 800 мужчин и 2000 женщин, создававших самые разные изделия — от изящных жемчужных и бриллиантовых ожерелий и серег до браслетов и поясов, украшенных драгоценными камнями, многие из которых были добыты во время экспедиций в Египет и Бразилию.

Именно тогда тиара стала культовым французским украшением, которое впоследствии распространилось по всей Европе.

Открытия золотых украшений из Геркуланума и Помпеи в конце XVIII века, а также ранний поход Наполеона в Египет в 1798 году, где он наткнулся на древние артефакты, что и привело тогдашнего генерала Бонапарта к решению подражать древнему миру.

Нигде это не проявилось так явно, как в драгоценностях, которые он советовал носить Жозефине.

На самом деле, как пишет историк искусства и ювелирного дела Диана Скэрисбрик в своей главе книги о французском ювелирном доме Chaumet: «Наполеон возродил тиару для Жозефины, […] и женщин императорской семьи и двора».

Дизайн был строго классическим, с классическими мотивами.

Одним из любимых императрицей Жозефиной был колос пшеницы, символ Цереры, римской богини процветания, урожая и плодородия.

Жозефина отчаянно хотела подарить Наполеону наследника и, несмотря на наличие двух взрослых детей от первого брака, не могла зачать его ребенка.

У Жозефины было несколько диадем «Колос пшеницы», включая эту, созданную Нитотом.

Ювелирные украшения из коллекции Наполеона и Жозефины
Ювелирные украшения из коллекции Наполеона и Жозефины

Другим важным символом, который Наполеон решил возродить, был лавровый лист — вероятно, самый узнаваемый символ времен римских императоров и Цезаря.

Именно венок из золотого лавра был надет на Наполеона во время его коронации, тема которого также присутствует в дизайне грозной диадемы с бриллиантами, которую императрица Жозефина надела во время церемонии.

Знаменитая корона Наполеона была уничтожена во время реставрации монархии в 1814 году, но один из сорока четырех больших листьев, сорока двух съемных ягод и двенадцати листьев поменьше был спасен и продан на аукционе шесть лет назад за 430 000 фунтов стерлингов.

Еще одна тема неоклассицизма — камеи, которые так любил Наполеон, что украшал ими многие ювелирные изделия.

Тиара императрицы Жозефины. Наполеон фактически единолично возродил моду на тиары среди европейской знати
Тиара императрицы Жозефины. Наполеон фактически единолично возродил моду на тиары среди европейской знати

Существует несколько парюр с камеями, выполненными из твердых камней, в том числе агата и малахита.

В 1808 году 82 инталии и камеи были изъяты из государственной коллекции и переложены мастером Нито в огромную сюиту для императрицы Жозефины, включавшую диадему, ожерелье, пояс и браслеты.

Мы также видим диадемы с камеями и инталиями, которые носили сестры и невестки Наполоэна, а также Гортензия — дочь Жозефины — на картине Давида, точно воспроизведенной в фильме. Королева Швеции владеет парюрой с камеей, созданной Нито для императрицы Жозефины, которая передала ее своей дочери, впоследствии королеве Голландии.

Когда в мае 1804 года Наполеон официально стал императором, он понял, что ему нужна новая корона, и снова обратился к прошлому.

Однако на этот раз вдохновение он черпал не у римлян, а в средневековой Европе, заказав у Нито то, что он назвал «Короной Карла Великого».

Она была сделана из золота с четырьмя полными арками, держащими крест на золотом шаре в центре, вместо драгоценных камней она была украшена камеями и резным сердоликом (коричнево-красный твердый камень), лента имела золотые листья по окружности и красный бархатный колпачок внутри.

Папу Пия VII уговорили приехать из Ватикана, чтобы помазать императорскую чету, но Наполеон отнесся к бедняге с презрением!

Мотив пшеничного колоса занимал видное место в украшениях Жозефины. Это был символ Цереры, римской богини процветания, урожая и плодородия.
Мотив пшеничного колоса занимал видное место в украшениях Жозефины. Это был символ Цереры, римской богини процветания, урожая и плодородия.

Когда Папе принесли корону, чтобы возложить ее на голову, Наполеон схватил ее с алтаря и возложил на свою голову, а затем возложил такую же корону на голову императрицы — считается, что этим игнорированием Папы он хотел заявить о своем пренебрежении властью Ватикана и духовенства и сделать себя всемогущим в своей собственной империи.

(В фильме и на картине, однако, показано, как он коронует Жозефину ее собственной короной, на этот раз украшенной сверкающими драгоценными камнями).

Как только Наполеон стал императором, он начал создавать титулы и королевства для своей семьи, которой, конечно же, понадобились собственные королевские драгоценности, чтобы поставить печать на своем новом высоком положении.

Многие из этих драгоценностей сегодня принадлежат королевским семьям Европы, а также компании Nitot, известной с 1889 года как Chaumet, именно эта компания создала многие из драгоценностей Бонапартов.

В 1810 году, когда Наполеон развелся с Жозефиной, чтобы жениться на более молодой модели, которая могла бы подарить ему наследника, она вернула все драгоценности, принадлежавшие короне, и отдала многие из них своей дочери и жене своего сына Эжена — принцессе Баварской, которая в браке стала герцогиней Лейхтенбергской.

Их дочь стала королевой Швеции, в результате чего многие из драгоценностей Жозефины теперь принадлежат шведским королям.

Но, как мы можем судить по записям Меллерио, старейшего ювелира в мире, у которого сохранились книги заказов, относящиеся к наполеоновской эпохе, Жозефина продолжала заказывать украшения еще и еще.

Старые привычки умирают с трудом.

Visited 90 times, 1 visit(s) today

Строд Анна

Анна Строд - директор ювелирного интернет магазина Myjewels.ru Автор и редактор ювелирного блога Myjewels.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *