Как гвоздь стал ювелирной сенсацией

Браслет Juste un Clou от Cartier

Если бы не тот факт, что это одно из самых желанных ювелирных украшений в мире, эта идея могла бы показаться ужасной. Браслет в виде гвоздя. Или, возможно, гвоздь в виде браслета. Однако Juste un Clou от Cartier доказывает не только то, что всё звучит лучше на французском (при запуске в 1971 году его называли «Браслет-Гвоздь»), но и то, что современная роскошь может заключаться как в ожидаемом, так и в совершенно неожиданном.

В данном случае ожидаемым является массивное золото и, возможно, опциональные бриллианты. Неожиданным — или, по крайней мере, тем, чего вы бы не ожидали, если бы это украшение не стало одним из самых узнаваемых в ассортименте Cartier — является то, что эти драгоценные материалы воплощены в форме чего-то настолько обыденного, повседневного.

Хотя результат, само собой разумеется, совершенно обратное. Если вы появитесь где-либо в ожерелье из топовой линейки, усыпанном 162 бриллиантами, вас точно не примут за плотника, пришедшего повесить полки.

В Juste un Clou есть некий разрыв между знаком и означаемым, который делает результат — будь то оригинальный браслет или множество других версий, созданных с тех пор — беспрецедентно современным. И это несмотря на то, что с момента появления концепции, разработанной тогдашним дизайнером Cartier Альдо Чипулло, прошло более 50 лет.

То же можно сказать и о менее известном браслете Spanner, который Чипулло создал под своим именем несколькими годами позже (золотая версия доступна на за примерно 1 150 000 рублей), не говоря уже о его золотом ожерелье-удавке с бриллиантами — пожалуй, слегка проблематичном аксессуаре для большинства из нас (около 350 000 рублей на том же сайте).

Браслет Aldo Cipullo

Чипулло, возможно, не так знаменит, как самая прославленная сюрреалистка моды Эльза Скиапарелли, но в вопросах вневременности он превосходит даже её, несмотря на её грандиозный статус. Всё потому, что он соединил сюрреализм с другим «-измом» — минимализмом. Скиапарелли, конечно, больше помнят за её одежду, но она перенесла многие из тех же тем в ювелирные изделия, будь то брошь в виде омара или кулон с жемчужным горошком в золотом стручке. Эти вещи прекрасны, но они также принадлежат своей эпохе.

В Juste un Clou нет ничего эпохального. До сих пор в его эстетике чувствуется нотка панка, хотя он предвосхитил само панк-движение на несколько лет. Он ближе к работам другой сюрреалистки, Мерет Оппенгейм, чья меховая чашка с ложкой 1936 года могла бы быть создана как вчера, так и, каким-то образом, много веков назад.

Оппенгейм, как она однажды заявила, искала символы с «текучим и изменчивым воздействием», и то же можно сказать о Чипулло. Ещё одно сходство их работ? В их творениях есть древнее, почти сказочное качество — ощущение, что за ними стоит история.

Сюжет, лежащий в основе другого знаменитого творения Чипулло для Cartier — браслета Love, — ясен. Его необходимо скреплять специальной отвёрткой, и изначально он задумывался как парный аксессуар для него и для неё. Значение? Вы и ваш возлюбленный связаны навеки.

А какая история стоит за Juste un Clou? Возможно, её нет. Но она заставляет меня вспомнить сказку братьев Гримм «Гвоздь». Мораль этой истории, также выраженная в пословице Джорджа Герберта, гласит: «Из-за отсутствия гвоздя теряется подкова, из-за отсутствия подковы теряется лошадь, из-за отсутствия лошади теряется всадник».

Visited 3 times, 1 visit(s) today

Строд Анна

Анна Строд - директор ювелирного интернет магазина Myjewels.ru Автор и редактор ювелирного блога Myjewels.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы