Эмаль в ювелирном деле: углубленный взгляд на древний вид искусства
Древний вид искусства, который использовался для украшения всего, начиная от классических византийских религиозных предметов и заканчивая культовыми императорскими яйцами Фаберже, эмалирование почиталось на протяжении всей истории человечества. На протяжении веков эмаль использовалась как форма художественного самовыражения, но именно с ювелирным искусством эмаль ассоциируется, пожалуй, наиболее тесно, будь то красочные индийские украшения меенакари — раскрашенные с помощью техники, которая зародилась в Персии более 5 000 лет назад, или цветочные украшения в стиле модерн французского мастера Рене Лалика.
Поскольку ювелирное искусство снова приобретает яркие оттенки, давайте немного углубимся в искусство эмалирования, в частности, в различные виды эмали — горячую (стекловидную) и холодную (лаковую), — которые сегодня используются для придания ярких красок драгоценностям, и в дизайнеров, которые являются пионерами в их использовании.
Искусство горячей эмали
Когда вы видите, что термин «эмаль» используется в отношении ювелирных изделий, чаще всего речь идет о горячей эмали — древней декоративной технике, в которой стекловидная эмаль используется для «подкрашивания» участков ювелирного изделия путем сплавления с металлом и обжига при очень высоких температурах. Известная также как эмаль grand feu, эта техника восходит к XIII веку до нашей эры, когда в микенской гробнице на Кипре была обнаружена коллекция из шести колец, украшенных стекловидными цветными слоями, наплавленными на золото.
Из-за своей коварной природы нанесение горячей эмали долгое время считалось искусством. Процесс занимает много времени и включает в себя сухое просеивание очень мелкого стеклянного порошка — в сочетании с оксидами металлов, которые придают цвет — на поверхность или влажную укладку эмали в каналы в металле. После нанесения порошок нагревают, пока он не размягчится и не потечет.
После охлаждения он превращается в твердую, стеклянную массу, причем для достижения глубины цвета и волшебной прозрачности, характерных для этой техники, требуется многократное нанесение и несколько обжигов в печи. Это высокотехничный процесс, требующий как научного понимания точек плавления в печи, так и чувствительности к материалу, которая приобретается только с практикой, поэтому, чтобы стать мастером, требуются годы обучения и большое мастерство.
Температура в печи может достигать 750-850 градусов по Цельсию и более, причем точная температура зависит от цвета. Например, красный цвет является одним из самых труднодостижимых из-за его непредсказуемости при обжиге. Отчасти искусство, отчасти наука, существует множество факторов, которые могут привести к успеху или неудаче, включая толщину стеклянного порошка, температуру обжига и продолжительность пребывания в печи.
Стекловидная эмаль может быть использована для получения непрозрачного покрытия, как холодная эмаль (см. ниже), а также полупрозрачного или прозрачного эффекта, и может быть нанесена с помощью множества художественных техник. К ним относятся классическая расписная эмаль; перегородчатая эмаль, которая предполагает припаивание тонких металлических полосок к металлической поверхности для создания рисунка и заполнение промежутков эмалью; плике-а-жур, когда эмаль наносится в ячейки без подложки, так что свет просвечивает сквозь нее; и гильоширование — особенно трудоемкий метод нанесения полупрозрачных слоев эмали на сложный узор, выгравированный машинным способом.
Питер Карл Фаберже считается пионером в этом виде искусства, он уделал много времени созданию ослепительных эффектов в эмали. Накладывая до шести слоев эмали и обжигая их при пониженных температурах, он смог добиться красивой переливчатой «устричной» отделки, которая напоминала внутреннюю поверхность устричной раковины эта техника стала его визитной карточкой.
Сегодня традицию горячей эмали продолжает небольшое число художников, в том числе несколько ювелиров, которые решили специализироваться на этой технике. Один из них — Ильгиз Фазулзянов, отмеченный наградами художник по стекловидной эмали, который работает под именем Ильгиз Ф. Один из немногих мастеров в мире, который является настоящим мастером техники горячей эмали, главным источником вдохновения для Ильгиза является окружающий его мир природы. Будь то стрекоза, цветок или гора, эмаль занимает центральное место в его выразительной, натуралистичной эстетике. Эмаль наносится с помощью его любимой техники «шамплеве», которая предполагает прорезание борозд на поверхности металла и заполнение их эмалью перед обжигом. Его сложными, невероятно детализированными шедеврами можно полюбоваться на сайте 1stdibs.com и в магазине Bentley & Skinner в Лондоне.
Еще один дизайнер, сыгравший важную роль в привлечении внимания широкой аудитории к украшениям со стекловидной эмалью, — британка Элис Чиколини, чьи яркие творения изготавливаются традиционными ремесленниками Джайпура в Индии с использованием древней техники эмали меенакари (аналогичной европейской технике шамплеве). Техника, которую ее мастер эмали Камал Минакар — один из последних оставшихся в Джайпуре мастеров меенакари — использует для создания своих драгоценностей, является тщательно охраняемым секретом, Алиса рассказала лишь, что драгоценности обжигаются в печи «довольно много» раз, но Алиса отмечает, что важна не только сама техника. То, как она применяется, имеет решающее значение для законченного вида: «Камал — художник, а не производитель, и в этом отношении он привносит в ювелирное изделие особую интерпретацию или настроение во время работы. Предоставление мастеру пространства, чтобы он мог привнести себя в работу, привносит уникальную поэзию в ювелирные изделия».
Наряду с такими признанными дизайнерами ювелирных изделий с эмалью, как Чиколини и Ильгиз Ф., другие только начинают экспериментировать со стекловидной эмалью, получая прекрасные результаты. Нада Газаль наиболее известна своими чувственными, извилистыми украшениями, украшенными волнистыми орнаментами цветных драгоценных камней, но она выбрала другое направление в своих изделиях My Muse Glory — части новой коллекции My Muse. Вдохновленные узорами на потолке Большого театра в Бейруте, ее родном городе, мастера Нады использовали технику шамплеве, чтобы придать цвет ожерельям, кольцам, серьгам и подвескам, вырезая золото и заполняя пустоты стекловидным порошком, который в печи превращается в блестящие фиолетовые, красные и розовые акценты.
Яркая красота лаковой эмали
Из-за кустарного характера горячей эмали — даже после многих лет практики она настолько темпераментна, что никогда не знаешь, что может произойти в печи — ювелирные изделия, украшенные в этой технике, часто являются единственными в своем роде, с соответствующим ценником. Более простой в применении является техника, известная как лаковая эмаль (также называемая холодной эмалью), которая становится популярной среди дизайнеров, желающих включить вспышки цвета в повторяющиеся коллекционные изделия. Хотя она не может повторить красивую переливчатость и глубину оттенков горячей эмали, холодная эмаль — это захватывающий материал для работы, поскольку можно добиться интенсивного цвета в радуге оттенков.
Лак в традиционном восточном понимании изготавливался из сока деревьев, но лаковая эмаль — это более современная техника. Используя пигментированную смолу для получения блестящего цветового блока без применения высоких температур, холодную эмаль наносят на металл, часто несколько раз, до достижения желаемой глубины и блеска, или заливают в полость, высушивая до твердого покрытия, которое зачищают напильником и полируют до блеска. Холодная эмаль часто воспринимается как продукт, уступающий стекловидной эмали, на самом деле с холодной эмалью может экспериментировать даже новичок. Возможно, она менее летуча и требует меньше времени, но Алиса Чиколини не считает ее менее совершенным материалом — все зависит от мастера, который ее применяет.
Для новой коллекции Sari, вдохновленной богатой индийской традицией сари, Алиса использует сильные стороны лаковой эмали, которые не может обеспечить горячая эмаль. Сочетая игривые полоски, узоры и горошек с яркими цветными драгоценными камнями, яркие оттенки и четкая геометрия выглядят и ощущаются совсем иначе, чем ее украшения с ручной гравировкой по эмали. «Мне посчастливилось найти мастера в лице Станислава Реймера, — говорит она, — который также вдохновляется тем, что лак может сделать то, чего не может стекловидная эмаль». Работая с экспертом в своей области, есть возможность для инноваций. Вместе они изобрели новые способы закрепления цвета внутри цвета, не требующие металлических барьеров, создания мраморной эмали и формования эмалевых форм, что невозможно при использовании горячей эмали.
Чтобы показать, насколько увлекательной может быть эта техника, браслет Boucheron «Змея» из новой коллекции высокого ювелирного искусства Ailleurs сверкает цаворитами, а рисунок его чешуи выполнен с помощью лаковой эмали. Игривый характер лаймово-зеленой эмали придает этой хитрой змее мультяшность, но не обманывайтесь: это серьезное украшение для серьезных коллекционеров.
В прошлом году украшения с яркой эмалью заполонили социальные сети. Теперь она пробивает себе дорогу в редкий мир высокого ювелирного искусства, и нет сомнений, что эти цветовые всплески, повышающие настроение, останутся здесь.
https://www.thejewelleryeditor.com/