Кольца инталия: история гравировки на драгоценных камнях
Гравировка на драгоценных камнях была одним из основных видов роскошного искусства в древнем мире и почиталась на протяжении всей истории. Начиная с 5000 года до н. э. и вплоть до XIX века такие предметы были одними из самых высоко ценимых в самых разных культурах.
Происхождение печатки с гравировкой можно проследить вплоть до шумерского периода в Месопотамии. Печати использовались на Древнем Ближнем Востоке примерно с 3400 года до н. э. на протяжении более трех тысяч лет, однако первоначально использовались только относительно мягкие камни. Из-за мягкости материала точное и детальное изображение не могло быть получено в таком маленьком масштабе. Поэтому потребовались новые технологии для резьбы по более твердым и прочным материалам.
Даже в те времена драгоценные камни ценились выше всего остального, что привело к высокому совершенству искусства огранки драгоценных камней. С помощью инструментов и материалов, доступных в то время, вырезать и гравировать такие детали было бы очень сложно. Поэтому выгравированный драгоценный камень должен был быть ценным и сокровенным достоянием, принадлежащим кому-то очень важному и богатому.
Классическая история гравировки на драгоценных камнях в Европе начинается во второй четверти шестого века до нашей эры, поскольку именно тогда греческим художникам стали доступны новые материалы и техники. Новые техники требовались для работы с более твердыми камнями, в основном с использованием отрезного круга и сверла, вероятно, приводимого в движение луком, в то время как раньше фигуры вырезались или выдалбливались вручную в мягком камне. Техника была передана римлянам, и использование сверл и колес вскоре позволило обрабатывать более твердые драгоценные камни и облегчило производство более сложных изображений. Тонко вырезанная печать имела практическое значение, так как затрудняла подделку. В римском обществе это имело огромное значение, так как камень-печать, часто закрепленный в перстне, использовался только его владельцем для заверения серьезных юридических документов.
Материалы, использовавшиеся для изготовления римских колец с инталиями, мало чем отличались от более раннего эллинистического периода: из Востока и Египта поступало огромное разнообразие цветных полупрозрачных камней, включая гранаты, сердолик и аметист. Для огранки этих драгоценных камней использовался абразивный порошок из более твердых материалов. Эмерит добывали для этих целей на греческом острове Наксос на протяжении более двух тысяч лет вплоть до недавнего времени. В основном он состоит из минерала корунда, смешанного с другими минералами, такими как шпинель и рутил.
Высокоспециализированное искусство гравировки драгоценных камней постепенно утрачивалось в последние века существования Римской империи, однако в Европе интерес к гравированным драгоценным камням возрождался в византийскую эпоху, в Средние века, в эпоху Возрождения и в XVIII и XIX веках. Возрождение искусства гравировки на драгоценных камнях началось в Италии XV века, где было найдено большое количество драгоценных камней в местах римских раскопок. Эти открытия, совпавшие с современным восхищением классической культурой, вдохновили появление новой школы граверов по драгоценным камням. Утраченные на протяжении веков навыки были изучены и заново освоены благодаря новому интересу, и искусство возродилось.
Во время неоклассического возрождения XVIII века знатоки с жадностью собирали гравированные драгоценные камни древних эпох вместе с копиями, выполненными самыми искусными граверами того времени. С помощью своих коллекций знатные путешественники и «дилетанты» могли подтвердить свой высокий социальный статус и продемонстрировать интеллектуальную утонченность и элегантный вкус. В этот период регулярно копировались древние драгоценные камни, и к 1800 году в Италии, Франции, Германии и Англии существовали процветающие студии, работавшие на королевских или именитых коллекционеров. Лаурентиус Наттер, гравер по драгоценным камням XVIII века, в 1754 году написал «Трактат о древнем методе гравировки в сравнении с современным». В этом сочинении он описывает токарный станок и железные инструменты, которые он использовал для гравировки.
Наттер объясняет, что размер используемых инструментов постепенно уменьшается от размера большой горошины до острия тонкой иглы, чтобы использовать их для более тонкой работы. На головку инструмента наносится алмазный порошок, смоченный философским маслом, которое наиболее тонкое и прочное, чем другие масла. Затем, вращая ногой большое колесо, камень (который прикреплен мастикой к концу маленькой палочки) прикладывается к инструменту, на котором будет производиться гравировка, предварительно нарисовав на нем рисунок острием латуни или алмаза». Это описание очень похоже на инструменты и технику, которые использовали римляне почти за 1000 лет до этого.
Искусство гравировки драгоценных камней было одним из главных искусств древности, и его традиции сохранились до наших дней. Благодаря уникальным свойствам драгоценных камней и мастерству огранки этих материалов, кольца с инталиями по-прежнему высоко ценятся и коллекционируются.