Разнообразие марокканских ювелирных украшений на выставке Путешествие по наследию Марокко
Влияние марокканских ювелирных изделий на исламский мир — главная тема выставки «Великолепие Атласа: Путешествие по наследию Марокко», представленной до 8 марта в Музее исламского искусства, также известном как M.I.A.
Выставка — самая крупная в рамках программы «Годы культуры Катара», которая в этом году была посвящена культурным обменам между двумя странами, — включает около 200 экспонатов, в том числе старинные фотографии, керамику и Коран XVII века, написанный чернилами, акварелью и золотом.
Но 56 ювелирных изделий, представленных на выставке, от янтарных и коралловых ожерелий отдаленных южных племен до утяжеленных серебром украшений, сделанных в Атласских горах, возможно, лучше всего воплощают концепцию выставки.
«Что отличает марокканские украшения, так это их разнообразие, потому что они не имеют одного узора или одного фона, поскольку каждое племя разработало свой собственный вид украшений», — говорит Зайнаб Диури, которая была консультантом выставки M.I.A. и является заместителем хранителя в музее Удайас, также известном как Национальный музей украшений, в Рабате, Марокко. «Когда вы видите украшения из разных районов Марокко, вы не можете сказать, что они из одной страны. Многое в них отражает имеющиеся ресурсы и социальный статус племени».
Несколько музеев Марокко предоставили экспонаты для выставки, на которой также представлено около двух десятков предметов из постоянной коллекции M.I.A., в том числе некоторые, которые никогда не демонстрировались ранее, например, головной убор алавитов, украшенный золотыми бляшками и драгоценными камнями.
Среди других ювелирных украшений — ожерелье из резного черненого серебра с коралловыми, амазонитовыми и янтарными бусинами; резное янтарное ожерелье; ожерелье «Лабба» из эмалированного золота с бриллиантами, рубинами и сапфирами, датируемое XVIII или XIX веком.
Монеты занимали важное место в ювелирном дизайне, их использовали в брошах, серьгах, головных уборах и ожерельях.
«Многие из этих монет были испанскими, что свидетельствует об обмене между обеими сторонами Средиземноморья, начиная как минимум с XII века и вплоть до начала ислама», — сказала она. «Монеты были очень ценными».
Мирьям Лабиад, основательница марокканской ювелирной компании Mimia LeBlanc Jewelry, по заказу организации «Годы культуры» создала три подвески, вдохновленные марокканскими украшениями и размером примерно 4 на 5 дюймов каждая, чтобы отпраздновать открытие выставки.
«Я всегда получаю прекрасную реакцию от людей, когда надеваю марокканские украшения или платья, — сказала г-жа Лабиад в видеоинтервью, — поэтому я хотела показать свою культуру и наследие».
Почему бы не остановиться на одном дизайне с юга Марокко, от берберского племени амазигов».
Первая подвеска была сделана из бирюзы, кораллов, лазурита, серых бриллиантов, рубинов-кабошонов и перламутровой инкрустации; вторая — из старинной монеты с лицом Мохаммеда V, деда нынешнего короля Мохаммеда VI. Третье изделие — древний марокканский узор в форме феникса, выполненный из золота с бриллиантами, опалами и сапфирами.
«Все марокканские украшения экстравагантны, очень сложны и сделаны вручную, с большим количеством камней», — говорит она. «Мне помогали еще шесть человек, и это заняло три месяца».
По мнению г-жи Диури, такая совместная работа отражает направленность выставки: «Марокканские украшения и костюмы оказывают огромное влияние на мир, по крайней мере, с XVIII века», — сказала она. «Мы видим это на картинах Делакруа. Мы видим это в высокой моде от Ива Сен-Лорана, который жил в Марракеше.
«И мы до сих пор носим эти большие, великолепные драгоценности. Мастерство по-прежнему на высоте. Оно доходит до Катара и за его пределы».