Наполеон создал величайшую в мире коллекцию драгоценностей, чтобы одарить Жозефину и украсить свои имперские амбиции. Неудивительно, что эти роскошные драгоценности сыграли главную роль в эпическом фильме Ридли Скотта
Когда в начале 1804 года было решено, что Бонапарт будет провозглашен императором французов, он решил создать династическую королевскую семью. А для этого ему нужен был набор королевских драгоценностей.
Со времен Франсуа I драгоценности французской короны, Les Joyaux de la Couronne, принадлежали французскому народу (как британские драгоценности принадлежат нам).
Но в 1792 году, во время революции, они были украдены из хранилища Garde Meuble в Париже. Многие из них впоследствии были проданы или уничтожены — жертвы новой республики, не нуждавшейся в великолепии.
Например, «Регент», великолепный бриллиант весом 140,64 карата из Голконды, который находился в королевской коллекции с 1717 года, был заложен в Берлине за 2,5 млн ливров.
Наполеон решил вернуть его себе и оправил бриллиант, который стал его императорским мечом, носимым во время коронации.
Наполеон хотел, чтобы его жена и ее двор были одеты в самые лучшие драгоценности по двум причинам: прежде всего, чтобы отразить их статус первого консула и леди, а также чтобы возродить ослабевшую ювелирную промышленность, которой так славился Париж до революции 1789 года.
В течение нескольких лет в Париже насчитывалось 400 ювелирных мастерских, в которых работало 800 мужчин и 2000 женщин, создававших самые разные изделия — от изящных жемчужных и бриллиантовых ожерелий и серег до браслетов и поясов, украшенных драгоценными камнями, многие из которых были добыты во время экспедиций в Египет и Бразилию.
Именно тогда тиара стала культовым французским украшением, которое впоследствии распространилось по всей Европе.
Открытия золотых украшений из Геркуланума и Помпеи в конце XVIII века, а также ранний поход Наполеона в Египет в 1798 году, где он наткнулся на древние артефакты, что и привело тогдашнего генерала Бонапарта к решению подражать древнему миру.
Нигде это не проявилось так явно, как в драгоценностях, которые он советовал носить Жозефине.
На самом деле, как пишет историк искусства и ювелирного дела Диана Скэрисбрик в своей главе книги о французском ювелирном доме Chaumet: «Наполеон возродил тиару для Жозефины, […] и женщин императорской семьи и двора».
Дизайн был строго классическим, с классическими мотивами.
Одним из любимых императрицей Жозефиной был колос пшеницы, символ Цереры, римской богини процветания, урожая и плодородия.
Жозефина отчаянно хотела подарить Наполеону наследника и, несмотря на наличие двух взрослых детей от первого брака, не могла зачать его ребенка.
У Жозефины было несколько диадем «Колос пшеницы», включая эту, созданную Нитотом.
Другим важным символом, который Наполеон решил возродить, был лавровый лист — вероятно, самый узнаваемый символ времен римских императоров и Цезаря.
Именно венок из золотого лавра был надет на Наполеона во время его коронации, тема которого также присутствует в дизайне грозной диадемы с бриллиантами, которую императрица Жозефина надела во время церемонии.
Знаменитая корона Наполеона была уничтожена во время реставрации монархии в 1814 году, но один из сорока четырех больших листьев, сорока двух съемных ягод и двенадцати листьев поменьше был спасен и продан на аукционе шесть лет назад за 430 000 фунтов стерлингов.
Еще одна тема неоклассицизма — камеи, которые так любил Наполеон, что украшал ими многие ювелирные изделия.
Существует несколько парюр с камеями, выполненными из твердых камней, в том числе агата и малахита.
В 1808 году 82 инталии и камеи были изъяты из государственной коллекции и переложены мастером Нито в огромную сюиту для императрицы Жозефины, включавшую диадему, ожерелье, пояс и браслеты.
Мы также видим диадемы с камеями и инталиями, которые носили сестры и невестки Наполоэна, а также Гортензия — дочь Жозефины — на картине Давида, точно воспроизведенной в фильме. Королева Швеции владеет парюрой с камеей, созданной Нито для императрицы Жозефины, которая передала ее своей дочери, впоследствии королеве Голландии.
Когда в мае 1804 года Наполеон официально стал императором, он понял, что ему нужна новая корона, и снова обратился к прошлому.
Однако на этот раз вдохновение он черпал не у римлян, а в средневековой Европе, заказав у Нито то, что он назвал «Короной Карла Великого».
Она была сделана из золота с четырьмя полными арками, держащими крест на золотом шаре в центре, вместо драгоценных камней она была украшена камеями и резным сердоликом (коричнево-красный твердый камень), лента имела золотые листья по окружности и красный бархатный колпачок внутри.
Папу Пия VII уговорили приехать из Ватикана, чтобы помазать императорскую чету, но Наполеон отнесся к бедняге с презрением!
Когда Папе принесли корону, чтобы возложить ее на голову, Наполеон схватил ее с алтаря и возложил на свою голову, а затем возложил такую же корону на голову императрицы — считается, что этим игнорированием Папы он хотел заявить о своем пренебрежении властью Ватикана и духовенства и сделать себя всемогущим в своей собственной империи.
(В фильме и на картине, однако, показано, как он коронует Жозефину ее собственной короной, на этот раз украшенной сверкающими драгоценными камнями).
Как только Наполеон стал императором, он начал создавать титулы и королевства для своей семьи, которой, конечно же, понадобились собственные королевские драгоценности, чтобы поставить печать на своем новом высоком положении.
Многие из этих драгоценностей сегодня принадлежат королевским семьям Европы, а также компании Nitot, известной с 1889 года как Chaumet, именно эта компания создала многие из драгоценностей Бонапартов.
В 1810 году, когда Наполеон развелся с Жозефиной, чтобы жениться на более молодой модели, которая могла бы подарить ему наследника, она вернула все драгоценности, принадлежавшие короне, и отдала многие из них своей дочери и жене своего сына Эжена — принцессе Баварской, которая в браке стала герцогиней Лейхтенбергской.
Их дочь стала королевой Швеции, в результате чего многие из драгоценностей Жозефины теперь принадлежат шведским королям.
Но, как мы можем судить по записям Меллерио, старейшего ювелира в мире, у которого сохранились книги заказов, относящиеся к наполеоновской эпохе, Жозефина продолжала заказывать украшения еще и еще.
Старые привычки умирают с трудом.