Ювелирные дизайнеры черпают вдохновение в жуках

«С ума сойти от жуков». «Бесчисленные насекомые». «Bugs: A Pop-Up Book». Тома, которые стоят на полках дома ювелирного дизайнера Даниэлы Виллегас в этой части Лос-Анджелеса, подчеркивают то, что очевидно для каждого, кто заходит внутрь: Она страстно любит насекомых.

"С ума сойти от жуков"

Тысячи экземпляров — шести-, восьми- и 100+-ногих разновидностей — висят в рамках на стенах, выставлены в банках на полках и лежат под стеклом на ее огромном журнальном столике. Большая часть коллекции была приобретена на ярмарках жуков и разделена с ее мужем, дизайнером мебели Сами Хайеком (младшим братом Сальмы). Посетители могут подумать, что они забрели в энтомологический отдел музея естественной истории, а точнее, в его роскошный сувенирный магазин.

Эксцентричный декор включает чучело броненосца, украшенное браслетом из драгоценных камней, плетеный столик в форме кузнечика, увенчанный скульптурой краба, и коллекцию фирменных колец Хепри, сделанных г-жой Вильегас в честь бога-скарабея Древнего Египта. Жук-скарабей — одно из по крайней мере дюжины существ — включая крабов и сверчков, саламандр и змей, долгоносиков и трости — которых г-жа Вильегас, уроженка Мехико, увековечила в ювелирной форме с 2008 года, когда она переехала в Лос-Анджелес и сделала свое первое изделие из насекомых — ожерелье из оленя-жука.

«Мы не видим насекомых, потому что они крошечные, и мы не обращаем на них внимания», — сказала она солнечным утром в конце марта. «Но это невероятные виды, полные прекрасной энергии обновления».

Жук г-жи Виллегас, инкрустированный турмалинами, бриллиантами и сапфирами, сидит на необработанном зеленом турмалине. Автор Jennelle Fong для The New York Times

За пределами фактора «отвращения

Пчелы, жуки и бабочки были основным элементом фигурных украшений на протяжении более ста лет. Но со времен одержимой природой Викторианской эпохи — и последовавшего за ней периода модерна — ювелиры не проявляли такого интереса к крошечным существам, которые ползают, летают и скользят среди нас.

Большинство насекомых, если отбросить фактор «неприятности», похожи на драгоценности», — говорит автор и историк ювелирного искусства Марион Фазель, которая была приглашенным куратором выставки «Прекрасные создания» Американского музея естественной истории, посвященной ювелирным украшениям, вдохновленным животными, в 2021 году в Нью-Йорке.

«Их экзоскелеты почти светятся, и я думаю, что ювелиры реагируют на это», — добавила она.

Г-жа Фазель сравнила увлечение викторианской эпохи природой, ставшее реакцией на промышленную революцию, с нашим цифровым веком. «Это параллель с началом прошлого века», — сказала она. «Мы живем такой жизнью в Интернете и постоянно смотрим на экраны. Смотреть на природу, а еще лучше — иметь ее частичку на себе в виде драгоценного камня — это успокаивает».

По словам Леви Хиггса, руководителя отдела архивов и наследия бренда компании David Webb, основанной американским ювелиром середины прошлого века, прославившимся своими максималистскими изделиями с животными, для любителей ювелирных украшений, заботящихся об окружающей среде, жук с драгоценными камнями может иметь более глубокий смысл.

Булавка Гиты Мортингер, известной как Guita M, с изображением скарабея работы Гунди Дитца из 14-каратного белого золота с бриллиантами и рубинами.

«Я знаю многих коллекционеров ювелирных изделий, и они являются настоящими покровителями ботанических садов», — говорит г-н Хиггс. «Жуки могут стать символом солидарности с инициативами по борьбе с изменением климата».

Однако, по словам г-жи Фазель, самые главные причины непреходящей популярности ювелирных изделий с насекомыми могут быть более личными: «Их силуэты и символизм. Это все, что вы хотите видеть в ювелирных изделиях».

Просто спросите Сильви Корбелин. Парижский дизайнер, она была очарована жуками, стрекозами, бабочками, мухами и пчелами в 2009 году, когда увидела выставку работ Альбрехта Дюрера, включая его знаменитый рисунок жука-оленя 1505 года. С тех пор она использует их в своих работах.

«Я вижу в них символы метаморфоз, трансформации, а также устойчивости», — написала г-жа Корбелин в электронном письме. «Они обладают удивительной способностью выживать во враждебной среде».

Ни одно насекомое не олицетворяет метаморфозу лучше, чем бабочка. По словам г-жи Фазель, это одна из причин, по которой пандемия Ковид-19 повысила интерес к украшениям из бабочек. Но у крылатых созданий всегда были свои почитатели.

Взять хотя бы резчика по драгоценным камням и мастера-ювелира Уоллеса Чана, чья художественная преданность бабочкам является темой книги «Крылатая красота: The Butterfly Jewellery Art of Wallace Chan», 2021 книге, в которой представлено около 30 его самых фантастических творений, инкрустированных цветными бриллиантами и драгоценными камнями и оправленных в фирменный титан гонконгского художника.

Булавка Гиты Мортингер, известной как Guita M, с изображением скарабея работы Гунди Дитца из 14-каратного белого золота с бриллиантами и рубинами.

Среди других ювелиров, любящих бабочек, — Джоэл Артур Розенталь, более известный как JAR, парижский дизайнер, которого знатоки часто называют ответом Питеру Карлу Фаберже в этом веке, и Brosway Italia, модный бренд из итальянского региона Марке, который использует мотив бабочки в своих украшениях из нержавеющей стали.

Однако в этом году главным насекомым, похоже, стал жук — особенно тотемический вид, знакомый каждому, кто побывал в Египте.

В феврале Гита Мортингер, дизайнер из Нью-Йорка, известная как Гита М, представила линию брошей с фарфоровыми скарабеями, сделанными австрийским художником Гунди Дитцем.

«Мое увлечение ими началось в 80-х годах, когда я поехала в Египет», — говорит г-жа Мортингер. «Я была в Луксоре, и там была огромная статуя скарабея на постаменте, а гид сказал: «Это статуя плодородия, и если вы обойдете вокруг нее три раза, то забеременеете. Я пыталась забеременеть, и через несколько месяцев я забеременела — сейчас моей дочери 39 лет». Эта история осталась со мной, и на протяжении многих лет я всегда была заинтригована ими».

Подвеска-скарабей работы Лорен Харвелл Годфри из 18-каратного желтого золота с розовым топазом, сердоликом и розовыми сапфирами.

Голландского дизайнера Биби ван дер Вельден также привлекли ассоциации жука с надеждой, удачей и возрождением. На Неделе моды в Париже в октябре она представила ожерелье на вечность стоимостью 44 100 долларов, в котором было 16 скарабеев, некоторые из них были украшены розовыми и фиолетовыми сапфирами, а другие — настоящими зелеными и синими крыльями скарабея.

Когда в 2022 году Лорен Харвелл Годфри, дизайнер из Северной Калифорнии, создала линию подвесок со скарабеями, она была очарована цветовыми возможностями. «Традиционно вы видите скарабеев из ляписа или подобной каменной палитры, но если делать изделия с флюоритом и радужным лунным камнем, то можно придать ситуации интересный цветовой поворот», — говорит она. «У меня есть один скарабей с огненным опалом и хризопразом. А один клиент заказал одно с розовым топазом и бирюзовыми крыльями».

Совсем недавно г-жа Харвелл Годфри обратила свое внимание на пчел. На ювелирной выставке Couture в Лас-Вегасе, открытие которой запланировано на 1 июня, «мой кейс будет полон ими», — сказала она.

Кольцо с фонарным жуком г-жи Виллегас из 18-каратного золота с камнем океанической яшмы и сапфиром. Автор... Дженнел Фонг для The New York Times

Очарование и отвращение

У некоторых клиентов пчелы и их потенциально страшные собратья — пауки, скорпионы и тому подобное — могут вызывать неприятные воспоминания. Но независимо от того, очаровывают они или отталкивают, драгоценности с изображением насекомых почти всегда являются предметом обсуждения, говорит Сюзанна Мартинес, совладелица компании Lang Antique & Estate Jewelry в Сан-Франциско. Она ссылается на мастера ар-нуво Рене Лалика, чьи украшения с насекомыми часто очаровывали и отталкивали в равной степени.

«Лалик сделал много изображений стрекоз, которые спариваются», — сказала г-жа Мартинес. «Стали бы вы носить ожерелье со стрекозами, если бы не были готовы сказать: «Я свободный человек и не собираюсь жить в рамках ограничений викторианской эпохи»?».

По словам владельца бутика ювелирных изделий August в Лос-Анджелесе Билла Хермсена, интерес к украшениям из насекомых, продающимся в этом бутике, обусловлен тем же анти-учредительским духом. Он привел в пример работы Габриэллы Кисс, дизайнера из долины Гудзон в Нью-Йорке, которая создает из окисленной бронзы и 18-каратного золота реалистичные образы муравьев, мух-древоточцев и богомолов.

A praying mantis brooch by Gabriella Kiss in 18-karat yellow gold.

«У нас много художников и кураторов, архитекторов, людей, интересующихся искусством», — сказал г-н Гермсен. Это не тот покупатель, который обязательно пойдет в Harry Winston в поисках безупречного камня».

«Работы Габриэллы настолько фигуративны. Я думаю, она отмечает это напряжение между маленькими существами, которые заставляют вас охать и ахать, и их присутствием в нашей жизни. Вот где проявляется юмор».

Г-жа Вильегас собирает образцы насекомых, птиц и других существ. Автор... Дженнел Фонг для The New York Times

В марте на церемонии вручения ювелирных наград в Нью-Йорке г-н Хиггс из David Webb воплотил эту идею в жизнь: он надел единственную в своем роде брошь-скарабей из сине-зеленого азурмалахита. «Иметь на лацкане большого жука — это довольно дерзко», — сказал он.

Виктория Лампли Беренс, основатель Stax, ювелирной консультационной компании в Лос-Анджелесе, указала на отсутствие гендерной принадлежности украшений из насекомых. «Они не для девочек или мальчиков», — сказала она.

«Не хочу показаться слишком сентиментальной, но жуки — это первые существа, с которыми играют дети», — добавила она. «Вы лежите на земле и играете с жуками и божьими коровками».

Хотя это раннее увлечение с возрастом перерастает в отвращение, многие ювелиры продолжают находить в них красоту и смысл.

Украшенная бисером подвеска в виде липового листа работы Энтони Лента имеет больше, чем кажется на первый взгляд.

Мастер-ювелир Энтони Лент, скульптор по образованию, говорит, что свое первое украшение из насекомых — «богомола» — он сделал в середине 1970-х годов и с тех пор возвращался к миру насекомых бесчисленное количество раз.

«Я только что закончил большой кулон — листок на основе семян липы, в котором скрыто множество вещей», — сказал г-н Лент, ювелир из Филадельфии, в телефонном интервью в прошлом месяце. «В том изделии, которое я подобрал, были тли, и я добавил целую фантасмагорию с божьей коровкой и пауком. Но с первого взгляда это не заметно. Это украшенный бисером лист, который очень нежный, а потом вы начинаете рассматривать всех этих существ».

И все же, как показала недавняя встреча с г-ном Лентом, большинство людей не в таком восторге.

«Я был в Лос-Анджелесе, вышел из задней двери кухни, сел на ступеньки и увидел, как черный паук размером с 50 центов вылез из-под лестницы и уставился на мою ногу», — сказал г-н Лент. «Мой друг сказал: «Черт, черная вдова!» и раздавил его. Она была светящейся. Я был очарован им».

Visited 11 times, 1 visit(s) today

Строд Анна

Анна Строд - директор ювелирного интернет магазина Myjewels.ru Автор и редактор ювелирного блога Myjewels.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *